РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бузулук 25 июля 2016 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Матыциной Е.И.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Кубеткиной С.А.,
с участием истца Алексеева Р.А.,
представителя ответчика МУ Администрации МО Курманаевский район- Кузьминой И.В., действующей на основании доверенности от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном разбирательстве гражданское дело по иску Алексеева Р.А. к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования Курманаевский район, с участием третьего лица Правительства Оренбургской области об отмене распоряжений, дополнительных соглашений, взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев Р.А. обратился в суд с указанным иском, требования мотивировал тем, что с ** ** **** работал в должности директора МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления функции и полномочия которого осуществляет МУ администрация муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области.
В соответствии с распоряжением главы Курманаевского района № от ** ** **** был установлен должностной оклад в размере двух размеров средней заработной платы основного персонала работников учреждения и составил <данные изъяты>. За период с ** ** **** размер должностного оклада был повышен до <данные изъяты> руб. в связи с ростом размера средней заработной платы основного персонала учреждения.
На основании распоряжения администрации Курманаевского района № от ** ** **** «О проведении мероприятий по оптимизации расходов на содержание МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» принято решение об оптимизации расходов на содержание учреждения, которая заключалась в уменьшении размера фонда оплаты труда директора учреждения без изменения размера оплаты труда других работников, чья заработная плата зависит от размера оклада директора, а также без изменения объема расходов по обеспечению деятельности органов местного самоуправления, что нарушает трудовые права.
** ** **** ему было вручено уведомление об изменении существенных условий трудового договора на основании распоряжения администрации Курманаевского района №, по которому изменялись условия заключенного контракта в части заработной платы.
** ** **** был вынужден подписать дополнительное соглашение к трудовому договору изменяющее оплату труда, так как при отказе от подписания мог быть уволен по п.7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
С изменениями условий трудового договора не согласен, поскольку условия труда не менялись, мероприятия по изменению в технике, производстве, структурной реорганизации не проводилось.
В соответствии с распоряжением администрации МО Курманаевский район Оренбургской области № от ** ** **** начиная с ** ** **** года, ему установлен оклад в размере <данные изъяты> средней заработной платы работников основного персонала, повышающий коэффициент к должностному окладу.
Исходя из установленной заработной платы, её размер с ** ** **** снижается на <данные изъяты> и составляет <данные изъяты> руб.
Исковые требования в ходе рассмотрения дела уточнялись, окончательно истец просит суд:
-отменить как незаконные распоряжения главы администрации Курманаевского района:
№ от ** ** **** «О проведении мероприятий по оптимизации расходов на содержание МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» с изменениями, внесенными распоряжением № от ** ** ****;
№ от 11.04.20116 года «Об установлении заработной платы Алексееву Р.А.»;
-отменить как незаконное дополнительное соглашение в трудовому договору от ** ** ****;
-отменить как незаконное дополнительное соглашение от ** ** ****№ трудовому договору №** ** ****;
-взыскать с работодателя сумму утраченного заработка за период применения незаконных распоряжений и дополнительных соглашений, уменьшающих заработную плату.
В судебном разбирательстве истец Алексеев Р.А. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просил суд удовлетворить, дополнительно пояснив, что давления и принуждения при подписании соглашений, изменяющих размер заработной платы со стороны работодателя не было, подписаны соглашений ввиду того, что в случае отказа от подписания соглашения об изменении условий труда, трудовой договор был бы расторгнут работодателем.
Представитель ответчика Кузьмина И.В. возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, и дополнительно пояснила, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляет администрация за счёт средств бюджета муниципального образования и на основании бюджетной сметы. Администрацией в постановлениях определяются меры по реализации решений Совета Депутатов муниципального образования Курманаевский район о бюджете. ** ** **** постановлением №-п были определены организационные мероприятия по ликвидации муниципальных учреждений МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Курманаевского района» и МКУ по обеспечению деятельности Финансового отдела администрации Курманаевского района. В ** ** **** года были ликвидированы указанные учреждения. В целях проведения мер по реализации решений Совета депутатов о бюджете на ** ** **** год, учитывая необходимость дальнейшей оптимизации расходов, было принято решение об уменьшении фонда заработной платы учреждения. Поскольку администрация в отношении директора МКУ выступает в качестве работодателя, первоначально был рассмотрен вопрос об уменьшении фонда заработной платы директора учреждения. В отношении других работников администрация работодателем не является, работодателем является директор МКУ, поэтому принимать решение о снижении им заработной платы администрация не вправе. Должностной оклад Алексеева Р.А. был установлен в размере 2-х размеров средней заработной платы работников основного персонала, размеры окладов иных директоров муниципальных учреждений установлены в размере <данные изъяты> размера средней заработной платы, при равной нагрузке. В добровольном порядке истец подписал дополнительное соглашение к трудовому договору, в одностороннем порядке изменение условий не произошло, после чего подписал распоряжение о назначении заработной платы ему в новом размере.
Представитель третьего лица в судебное разбирательство не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что принятое решение не будет затрагивать права третьего лица, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим:
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьей 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
В силу ст. 129 ТК РФ заработной платой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. ст. 135, 132 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Как следует из материалов дела и установлено судом Алексеев Р.А. с ** ** **** работает директором Муниципального бюджетного учреждения по обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Тип учреждения -Муниципальное бюджетное учреждение был изменен на муниципальное казенное учреждение.
Учредителем МКУ является Муниципальное учреждение – Администрация муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области.
Согласно ч.2 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования и на основании бюджетной сметы.
Распоряжением главы администрации Курманаевского района № от ** ** **** директор МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления Алексееву Р.А. был установлен должностной оклад в размере двух размеров средней заработной платы основного персонала работников.
** ** **** постановлением МУ администрация МО Курманаевский район Оренбургской области от ** ** ****№ «О мерах по реализации решения районного Совета депутатов муниципального образования Курманаевский район № от ** ** **** о районном бюджете на ** ** **** год» постановлено провести оптимизацию бюджетных расходов.
Постановлением МУ администрации МО Курманаевский район от ** ** **** в целях оптимизации расходов в бюджетной сфере принято решение о ликвидации МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Курманаевского района Оренбургской области и МКУ по обеспечению деятельности Финансового отдела администрации Курманаевского района.
** ** **** МУ администрацией МО Курманаевского района было издано распоряжение «О проведении мероприятий по оптимизации расходов» на содержание МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления», согласно которого постановлено провести оптимизацию расходов на содержание МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления в части уменьшения размера фонда оплаты труда директора МКУ.
Директору МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления установлен размер оклада в размере <данные изъяты> средней заработной платы работников основного персонала учреждения, с учётом распоряжения от ** ** ****№ с ** ** ****.
Как следует из материалов дела, лимиты бюджетных обязательств на ** ** **** года были доведены до МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления в объеме <данные изъяты> от фактического исполнения за ** ** **** год.
Оптимизация расходов на содержание МКУ была осуществлена путем перераспределения средств по видам расходов, утвержденных в смете учреждения.
** ** **** Алексееву Р.А. работодателем вручено уведомление об изменении условий трудового договора в части заработной платы, которая ** ** **** составит должностной оклад -<данные изъяты> руб., выплата за стаж работы -<данные изъяты> руб., премиальные выплаты -<данные изъяты> руб., районный коэффициент - <данные изъяты> руб.
Пунктом 1.3 примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Курманаевского района Оренбургской области, утвержденного главой муниципального образования ** ** ****, установлено, что фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств муниципального бюджета.
В соответствии с п. 2.2. Примерного положения размер должностного оклада руководителя составляет до 8 размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.
Согласно Трудового кодекса РФ условия о трудовой функции и об оплате труда, применительно к норме ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации относятся к существенным условиям трудового договора, и их изменение в силу ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации возможно лишь по соглашению сторон.
** ** **** между работодателем МУ администрация МО Курманаевский район и Алексеевым Р.А. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении существенных условий труда, согласно которому абзац 1 п.14 трудового договора № от ** ** **** изложен в новой редакции: «оплата труда руководителя осуществляется из средств местного бюджета и состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором, уральского коэффициента. руководителю устанавливается должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> средней заработной платы работников основного персонала учреждения) выплата за стаж работы <данные изъяты> руб., при имеющемся стаже за выслугу лет <данные изъяты>., премиальные выплаты <данные изъяты>
Распоряжением № от ** ** **** на основании дополнительного соглашения к договору от ** ** **** установлена заработная плата в размере <данные изъяты> средней заработной платы работников основного персонала учреждения повышающий коэффициент, уральский коэффициент.
Согласно справки МКУ по обеспечению деятельности отдела материально-технического обеспечения администрации МО Курманаевский район начисленная заработная плата будет составлять <данные изъяты>
** ** **** Алексееву Р.А. работодателем вручено уведомление в котором Алексеев Р.А. предупрежден об изменении условий трудового договора в части касающейся уточнения и конкретизации должностных обязанностей, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг, условий оплаты труда, трудовой договор будет изложен в новой редакции.
** ** **** между работодателем - МУ администрация МО Курманаевский район и Алексеевым Р.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором стороны договорились изложить условия трудового договора № от ** ** **** в новой редакции.
Из текста соглашения следует, что изменение условий труда связаны с уточнением и координацией обязанностей, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда, условий оплаты труда.
Истец оспаривает дополнительное соглашение от ** ** **** в полном объеме, при этом оснований по которым просит суд признать незаконными условия дополнительного соглашения, не указывает. В судебном разбирательстве в части оспаривания заключенного соглашения истец пояснил, что не согласен с пунктом 5.2 соглашения, устанавливающим должностной оклад в размере 1,375 средней заработной платы работников основного персонала учреждения. Вместе с тем, поскольку заявлены исковые требования о признании соглашения незаконным в полном объеме, суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» разработана программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных «муниципальных» учреждениях на 2012-2018 года.
Действие указанной программы прямо распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Переход на новую систему оплаты труда осуществляется, в том числе, заключением эффективного контракта, подразумевающего увеличение ответственности за результаты труда и увеличение ответственности за результаты труда.
Истец, подписав соглашение об изменении условий труда от ** ** ****, в части установления эффективного контракта в добровольном порядке согласился на изменение условий трудового договора и системы оплаты труда.
При изменении условий трудового договора в порядке ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации применение ст. 74 указанного Кодекса не требуется, поскольку ст. ст. 72 и 74 указанного Кодекса регулируют взаимоисключающие механизмы изменения определенных сторонами условий трудовых договоров: ст. 72 - по соглашению сторон трудового договора, ст. 74 - в одностороннем порядке работодателем.
Руководствуясь ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации, истец и ответчик имели право изменить любое условие ранее заключенного ими трудового договора при условии достижения взаимного согласия, оформления такого согласия в письменной форме (в данном случае - в виде дополнительного соглашения к трудовому договору) и соответствия такого соглашения требованиям ст. 9 указанного Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.
Дополнительные соглашения были оформлены сторонами письменно. Требование к форме соглашения тем самым было соблюдено.
Доказательства, отвечающие критериям относимости и допустимости, свидетельствующие о том, что подписание соглашения ** ** **** и от ** ** **** носило для истца вынужденный характер, было осуществлено под влиянием угрозы потери работы и заблуждения, истцом суду не представлены.
Напротив, как было указано выше, истец был уведомлен ответчиком о предстоящем изменении существенных условий труда, добровольно подписала дополнительное соглашение к трудовому договору, без давления со стороны работодателя и осознавая правовые последствия такого подписания, продолжив трудовые отношения в новых условиях.
Кроме того, нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части, либо дополнительного соглашения) незаконным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
Общие положения гражданского законодательства о недействительности сделок к трудовым отношениям не применимы, поскольку трудовой договор не является сделкой в том смысле, который этому понятию придается гражданским законодательством Российской Федерации, предусматривающим недействительность сделок.
При трудоустройстве между сторонами возникают трудовые (ст. 5 Трудового кодекса РФ), а не гражданские права и обязанности (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
В случаях, когда трудовые договоры содержат условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, такие условия не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ.
Вместе с тем распоряжение главы администрации Курманаевского района № от ** ** **** «О проведении мероприятий по оптимизации расходов на содержание МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления», распоряжение № от ** ** **** «Об установлении заработной платы Алексееву Р.А.», изданное, как установлено в судебном разбирательстве после подписания дополнительного соглашения об изменении существенных условий труда, приняты в пределах полномочий работодателя, соответствуют требованиям закона, в связи с чем, законными являются условия заключенных между сторонами дополнительных соглашений.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании незаконными дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных ** ** **** и ** ** ****, взыскания недоначисленной заработной платы составляющей разницу между окладами, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Алексеева Р.А. к Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования Курманаевский район, об отмене распоряжений, дополнительного соглашения, взыскании заработной платы, -ОТКАЗАТЬ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Судья Матыцина Е.И.
Мотивированное решение составлено ** ** ****